Надежность работы высоконапорных насосных агрегатов ППД (поддержания пластового давления) напрямую зависит от надежности систем смазки и охлаждения их подшипников. Проблема повышения надежности этих систем одновременно со снижением эксплуатационных затрат всегда является актуальной.

Система охлаждения подшипников высоконапорных насосных агрегатов ППД

Существуют и применяются несколько систем и схем охлаждения подшипников высоконапорных насосных агрегатов ППД:
3/ Аналогично второй схеме картерная смазка подшипников насосного агрегата. Также для охлаждения каждый картер подшипников оборудован теплообменным змеевиком. Но через них циркулирует не масло, а сточная перекачиваемая вода. Она из линии приема насоса под приемным давлением подается в теплообменные змеевики подшипников. Затем сливается в дренажную емкость.
1/ Отдельная маслосистема, состоящая из маслобака (150−200 литров), циркуляционного маслонасоса НМШ-5/25, блока воздушного охлаждения масла и маслолинии.
2/ Картерная смазка подшипников насосного агрегата. Для охлаждения каждый картер подшипников оборудован теплообменным змеевиком. Через них циркулирует отдельное охлаждающее масло по системе, полностью аналогичной первой схеме.
Для циркуляции сточной воды из приемной линии через змеевики подшипников обратно в приемную линию можно установить циркуляционный насос. Но это дополнительные затраты на приобретения этого насоса, электроэнергию и эксплуатационные затраты. Вместо этого предлагаем применить систему «Трубка Пито».
Из вышерассмотренных существующих схем самым прогрессивным является третья схема. На основе данной схемы предлагаем произвести реконструкцию таким образом, чтобы «отработанную» сточную воду после прохождения теплообменных змеевиков не сливать в дренажную емкость, а возвращать обратно в приемную линию.